Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако в настоящее время роль устного общения стала более значительной, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли слушающего, так и в роли говорящего.
Таким образом, была определена цель исследования, которая заключается в изучении и апробировании методики обучения монологической речи в старших классах на уроке английского языка.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить подходы ученых, методистов и педагогов в исследовании проблемы обучения монологической речи;
2. рассмотреть этапы и приемы обучения монологическим речевым умениям, охарактеризовать их;
3. разработать конспекты урока по обучению монологической речи учащихся 11 класса.
Исходя из цели исследования был выявлен объект: процесс формирования умений монологической речи у учащихся 11 класса на уроках английского языка.
Предметом исследования является изучение приемов обучения монологической речи учащихся в старших классах на уроках английского языка.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. моделирование конспектов уроков направленных на обучение монологической речи на уроках.
Теоретической основой данного исследования являются работы Гальсковой Н.Д., Никитенко З.Н., Елухиной Н.В., Мильруд Р.П., Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Шатилова С.Ф., Бим И.Л., Роговой Г.В., Верещагиной И.Н. об определяющих характеристиках монологической речи и приемах обучения.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения монологу учащихся 11 класса на уроках английского языка
1.1 Характеристика монологической речи
В нашей работе объектом исследования является развитие умений монологической речи, в связи с этим дадим определение данному термину. Н.Д. Гальскова в своих трудах говорит о том, что «монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать» [5].
В процессе, которого во взаимосвязи происходит формирование грамматической, лексической и стилистической стороны речи, так как учащемуся необходимо программировать и планировать свое сообщение. В свою очередь С.Д. Кацнельсон подчеркивает, что монологическая речь – «это словесное высказывание», которое требует импровизации, так как оно неоднородно и зависит от ситуативных условий его реализации [11]. В своей методике Е.И. Пассов использует термин «умение говорить или высказываться», так как он утверждает, что нет как таковой монологической или диалогической речи, а есть общение вообще, которое имеет своего адресата [9].
Н.И. Гез полагает, что монологическая речь до конца не изучена и в методике не существует ни одной конкретной трактовки данного явления. Тем самым, представляет свое собственное пояснение «под монологом понимается организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории» [3].
В данном определении отражены характеристики монологической речи, которые выделяли в своих определения выше упомянутые авторы. То есть, монологическое высказывание должно быть спланировано, организованно, ситуативно и направлено на конкретного адресата. Г.В. Рогова вкладывает в определение монологической речи ее автономность, как ключевой элемент, вида речевой деятельности, где человек самостоятельно определяет структуру, язык, композицию своего высказывания. Она не отрицает, что монолог зависит от речевой ситуации, но в тоже время он автономен от нее, так как ситуация является лишь отправным элементом речи, в процессе которого говорящий создает своей собственный «контекст» [28].
Исходя из выше сказанного и опираясь на работу Е.И Пассова [23], выделим основные характеристики монологической речи: 1. непрерывный характер имеется в виду, что данное монологическое высказывание протекает в течение определенного времени без каких-либо прерываний;
2. логичность и последовательность – монологическая речь должна быть структурирована, соответствовать теме и цели высказывания;
3. смысловая законченность, коммуникативная направленность – речь говорящего должна быть оформлена в единый тест и логично завершена, для того что бы коммуникативная цель достигал адреса. В качестве рабочего определения монологической речи в нашей работе постараемся дать собственное определение, опираясь, на материал, полученный из выше указанных источников. Так, монологическая речь – это непрерывное автономное высказывание одного человека, которое направлено 14 на конкретного адресата с целью достижения коммуникативной задачи, в ходе которого, говорящий придерживается конкретной ситуации.
Основная функция монологического высказывания состоит в связном, непрерывном изложении мыслей говорящим, обращенном к одному или нескольким лицам (аудитории) и преследующим определенную цель.
Среди коммуникативных функций монологической речи выделяются следующие:
• информативная – сообщение новой (по мнению говорящего) информации в виде знаний о предметах и явлениях действительности, описание (более или менее подробное) событий, действий, состояний и т.д.
• воздейственная – убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий и т.д., побуждение к каким-либо действиям или предотвращение действия.
• экспрессивная (эмоционально-выразительная) – использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и т.д.
• оценочная – оценка событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и пр. с выражением и обоснованием собственного мнения [7, с.137].
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые стимулы.
Сравнение и сопоставление монологической речи с диалогической дает возможность выделить ряд важных психологических характеристик первой.
В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна, она, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Однако иногда и она может быть ситуативной, например, спонтанное высказывание – развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания – «микромонологи в диалоге» [8, с.79].
В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», то есть без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дейк Ван Т. А. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 23: Когнитивные аспекты языка: сб. статей. М.: Прогресс, 2018. С. 153 - 211.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2014. 384 с.
3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 2018. 228 с.
4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2011. 248 с.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2011.
6. Зягвязинский В. И. Общая педагогика: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2018. 391 с. 52
7. Ильина И. Методика преподавания английского языка: учебное пособие: рек. МО и науки РК для орг. тех. и проф. образов. / И. Ильина, Р. Нургалиева.- Астана: Фолиант, 201с.- (Профессиональное образование).
8. Карманова Н. А. и др. Коммуникативное обучение иностранным языкам в средней школе. Барнаул: АлтГПА, 2010. 158 с.
9. Каушанская В. Л. Ковнер Р. Л., Кожевникова О. Н. Грамматика английского языка: пособие для студентов пед. институтов. М.: Айрис-Пресс, 2016. 384 с.
10. Книга для учителя (Teacher's Book): Биболетова М.З. Книга для учителя к учебнику «Enjoy-11» для 11 классов общеобразовательных школ. - Обнинск: 2-е изд., испр. - Титул 2011 г.
11. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие. М.: Академия, 2011. 264с.
12. Колкова М. К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2017. 288 с.
13. Комаров А. С. Обучение английскому языку в лаборатории устной речи // Иностранные языки в школе. 2015. №4. С. 87-92
14. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2011. 304 с.
15. Коробейникова О. Ю. Языковая эквивалентность как фактор организации художественного текста. СПб., 2016. 260 с.
16. Кубарьков Г.Л., Тимощук В.А. 1000. Сборник новых тем современного английского языка.- М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2015
17. Латышев Л. К. Перевод: теория, практика и методика преподавания: учебное пособие / Лев Константинович Латышев, Аркадий Львович Семенов.- М.: Издательский центр "Академия", 201с.
18. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2017. 216 с.
19. Максименко Н. Л. О системе упражнений по развитию умений монологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка // Иностранные языки в школе. 2018. №6. С.86-91
20. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Восток-Запад, 201с.
21. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2017.
22. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранному языку: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
23. Мороховский А. Н., Воробьёва О. П., Лихошерст Н. И. Стилистика английского языка. Киев: Головное издательство объединения «Вища школа», 2014. 241 с.
24. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 2019.
25. Рабочая тетрадь (ActivityBook): Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «EnjoyEnglish - 11»: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 11 классов общеобразовательных школ. - Обнинск: 2-е изд., испр. - Титул 2011 г.
26. с. 24.
27. Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016.-141
28. Учебник (Student'sBook): Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «EnjoyEnglish – 11»: Учебник английского языка для 11 классов общеобразовательных школ. - Обнинск: 2-е изд., испр. - Титул 2011 г.